Понятие ландшафта в российском законодательстве

Определено, что управление ресурсоориентированными видами экономической деятельности в России осуществляется с применением геосистемной концепции, несмотря на отсутствие государственной ландшафтной политики. Выявлено, что российским законодательством регламентируется использование примерно 40 видов ландшафтов, классифицируемых по разным критериям. Ряд особенностей государственного регулирования использования геосистем в России соотносится с такими принципами ландшафтного планирования как иерархичность, направленность на экологические аспекты региональной политики, опора на экологический каркас территории. Результат может быть учтён в реализации государственной политики в области природопользования.

Было выявлено, что несмотря на отсутствие государственной ландшафтной политики в России, регулирование нескольких сфер деятельности включает требования по рациональному использованию ландшафтов. Ландшафтная концепция применяется для управления ресурсоориентированными видами деятельности. Ключевыми из них являются охрана окружающей среды, а также сохранение природного и культурного наследия России. Определено, что российским законодательством регламентируется использование примерно 40 видов ландшафтов, классифицируемых по разным критериям. Из них официально утверждены только три определения «ландшафт», «природный ландшафт» и «антропогенный ландшафт». Законодательство федерального уровня регламентирует управление ландшафтами для регулирования практически всех приведенных в статье видов деятельности. На межрегиональном и региональном уровне внимание уделяется использованию геосистем в туризме, сельском хозяйстве, сохранении природного и культурного наследия и охране окружающей среды. На локальном (муниципальном) уровне ландшафтная концепция применяется для управления градостроительной деятельностью и планированием, зонирования населенных пунктов, классификации земель и оценки их кадастровой стоимости. Целостные геосистемы (а не отдельные природные и культурно-исторические ресурсы) являются объектами управления в рамках функционирования и развития ООПТ, а также охраны культурного наследия. Задачи их использования упоминаются в основном в стратегических документах. Отмечено, что ряд особенностей государственного регулирования использования геосистем в России соотносится с несколькими принципами ландшафтного планирования. Среди них иерархичность (управление геосистемами на всех уровнях - от федерального до муниципального), направленность на экологические аспекты региональной политики (управление ландшафтами в основном для охраны окружающей среды), опора на экологический каркас территории (создание и управление ООПТ для сохранения уникальных и типичных природных комплексов, являющиеся частью экологического каркаса).

 

Сведения об опубликовании:

 

Fetisov D.M., Solovchenkov S.A. The Concept of Landscape in Russian Legislation // Geography and Natural Resources. 2022. 43 (2): 101-107. DOI: 10.1134/S1875372822020020.